Обитель праны
Прана принимает пять форм-вайю, выполняющих различные функции.
Это: 1) прана, 2) апана, 3) самана, 4) удана и 5) вьяна.
Основная прана называется мукхья-праной. Эта прана обитает в сердце вместе с ахамкарой. Из пяти форм главными являются прана и апана.
Обителью праны является сердце, апаны —анус, саманы — район пупка, уданы — горло, а вьяна находится повсюду. Она движется по всему телу.
Функция праны — дыхание, апаны — выделение, саманы —пищеварение, уданы — проглатывание пищи. Она усыпляет дживу и отделяет астральное тело от физического в момент смерти. Въяна отвечает за кровообращение.
Это различные процессы и проявления одной вайю — точно так же, как различные конечности человека составляют единое тело.
В основном поглощение праны имеет место в области грудной клетки; это функция вайю под названием прана. Выделение происходит в основном через мочеиспускательный канал, систему выделения экскрементов и органы воспроизведения — эти органы получают энергию от апаны. Между областями действия праны и апаны, в области желудка, находится область усвоения, которое является функцией саманы. Движение в горле и сокращение мышц лица обусловлены уданой. Кровообращение обеспечивается вьяной, которая пронизывает все тело.
Все процессы, которые связаны с поглощением и движением внутрь тонкой космической энергии, обусловлены праной. Процессы, которые воздействуют на выделение или движение наружу, обусловлены апаной. Ассимиляция, сохранение и продолжение процессов являются работой саманы. Подъем и очистка являются работой уданы, а проникновение является свойством вьяны. Эти действия имеют место в различных царствах существования. Вайю, однако, связана конкретно с праническим телом, или с пранаяма кошей.
В Упанишадах прана вайю называется также «внутренним дыханием», апана — «внешним дыханием», самана — «средним дыханием» и удана — «верхним дыханием». Прана вайю является вдохом, апана — выдохом, самана является временем между вдохом и выдохом. В «Майтри Упанишаде» говорится: «Самана есть высшая форма вьяны, а между ними — образование уданы. То, что поднимает или опускает то, что было выпито и съедено, есть удана».
С точки зрения йоги наиболее важной вайю является самана. Она имеет отношение к сушумне. Прана вайю относится к иде, апана — к пингале, а подъем кундалини — к удане. Самана вайю следует развивать, разрабатывать. Это происходит за счет откладывания апаны и праны в пределах области саманы. Все вайю взаимозависимы и взаимосвязаны.
Прана является основой жизни, и ею можно управлять посредством дыхания. Йоги, которых закапывают в места, полностью лишенные доступа воздуха, совершенно прекращают дыхание. Эти йоги концентрируются на пране как на точке света в межбровном центре. Когда их сознание становится полностью поглощенным этим светом, дыхание прекращается автоматически. Прана в теле все еще остается, но процесс дыхания прекращается. Не происходит ни поглощения праны, ни ее выделения, нет никаких движений праны и апаны; функционирует только вьяна. Все то время, когда сознание остается поглощенным в точке света, функции тела приостановлены. Это состояние приостановленной жизни. В тот момент, когда сознание начинает возвращаться к физическому телу, начинается дыхание, и йог должен выбраться наружу. Хотя дыхание, прана и сознание существенным образом связаны друг с другом, их можно отделить друг от друга научными методами, которые начинаются с йогических техник обучения задержке дыхания.
Контроль дыхания ведет к здоровью, росту силы, энергии, хорошему цвета лица, повышению живучести, росту в познании и продлению жизни. Дыхание поддерживает все элементы тела: кровь, плоть, костный мозг, кости и т.д. Прана порождает все движения в теле, удерживает ум от нежелательных объектов и концентрирует его на желательных. Функции из десяти чувств знания и действия зависят от нее. Она дает форму эмбриону в чреве матери. Она придает ясность всему существующему, т.к. это причина речи, контакта, звука и запаха, и происхождение Радости и настроения. Она возбуждает огонь тела и порождает жар, который сжигает все нечистоты в теле, она пронзает все каналы тела, грубые и тонкие, ликвидируя все болезни.
Жизненный Воздух или дыхание - проявление Витка Жизни, который втягивает атмосферный воздух в систему и вызывает вдох и выдох на протяженность 8-12 дюймов. Он расположен в сердце и имеет восходящее движение, которое иногда называют восходящий воздух (Удана Вайю). Пупок является центром распределения потока по всему телу действующего с наибольшей силой на кончике носа, в голове, пупке и больших пальцах ног. Эта энергия потребляется при принятии пищи, переваривании, при действии всех жизненно важных органов, при поддержании температуры тела во время холода или жары. Принятие чего-либо внутрь есть работа Праны. Именно силой Праны каждый вдыхает, глотает или даже открывает рот. Это Прана позволяет глазам видеть, ушам слышать, носу нюхать, языку различать вкус, коже чувствовать. Это движение Жизненного Воздуха (праны) в нади (каналах) пробуждает сознание, которое проникает всюду, являясь скрытым. Движущая сила в мире думания лежит в мире чувств. В пране нет никакого интеллекта, только чувство или осознанность.
Ментальная фаза праны должна принимать и управлять. Если, по той или другой причине, прана покидает какую-либо часть тела, то эта часть теряет способность действовать. Это называется местной смертью. Таким образом, человек может стать глухим, немым или слепым, или имеет проблемы с пищеварением. Смерть вызвана уходом праны, удушье умирающего человека известно как обратное дыхание. Во время смерти прана выходит через глаза, уши, нос, пупок, прямую кишку, уретру или родничок. Она стремится выйти из тела в той точке, где живет ум или находятся чувства. Воздух непрерывно течет через тело, вызывая страдание. Поэтому йог стремится остановить этот непрерывный поток воздуха.
Итак прана течёт по нашим каналам-нади, которых в теле человека насчитывается великое множество. Остановимся на основных из них.