Йога для начинающих

Йога - не древний миф, преданный забвению, а самое ценное наследие и насущная потребность сегодняшнего дня и завтрашней культуры...

Изучаем йогу вместе...

Кумбхака

Посредством практики различных кумбхак достигаются удивительные качества. Тот, кто является знатоком, практикует различные кумбхаки, чтобы добиться в них совершенства.
Существует восемь кумбхак: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини.

 


Это различные способы, которыми может практиковаться пранаяма. Они используются совместно с задержками дыхания или с кумбхаками. Йоги советуют выполнять восемь конкретных техник, которые в настоящее время являются традиционными йогическими техниками пранаямы.


Наиболее важным аспектом пранаямы является кумбхака. Имеет значение также и то, каким образом вы вдыхаете и выдыхаете воздух, но развивать необходимо именно задержку дыхания. Кумбхака возбуждает присущие высшим областям мозга способности и фактически воздействует на весь мозг. Каждый тип пранаямы может возбудить различные способности и функции тела.


Существует более восьми способов, которыми может практиковаться пранаяма, но есть только два способа выполнения кумбхаки. Дыхание может задерживаться или внутренним, или внешним способами. Внешняя задержка дыхания известна как бахиранга кумбхака, а внутренняя задержка — как антаранги кумбхака. Обе эти формы кумбхаки выполняются с использованием сознательного управления дыханием, но имеется и другая форма кумбхаки, которая выполняется самопроизвольно посредством практики пранаямы. Она называется кевала кумбхака.


Когда пранаяма выполняется с усилием и не самопроизвольно, она называется сахита пранаяма. Вот восемь практик сахита пранаямы: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини. Имеются и другие формы пранаямы, такие как нади шодхана (которая уже была описана в этой главе), вилома, анулома вилома, пратилома и капалабхати, но эти формы не являются традиционными техниками пранаямы. Хотя капалабхати и является техникой пранаямы, традиционно она рассматривается как шаткарма.


В практике сурьябхеда пранаяма вдох осуществляется через правую ноздрю, активируя пингала нади, а выдох делается через левую ноздрю. Удджайи представляет собой глубокое дыхание со сжатием надгортанника. Ситкари выполняется путем медленного вдыхания через рот и зубы. Шитали выполняется путем вдыхания через свернутый в трубочку язык. Бхастрика представляет собой быстрое дыхание. Бхрамари выполняется путем произнесения при выдохе звука, напоминающего жужжание. Мурчха уделяет повышенное внимание длительной задержке дыхания до появления ощущения потери сознания, а плавини выполняется путем заглатывания воздуха в желудок.


В более позднее время пранаяма была разбита на уравновешивающие практики, оживляющие практики и успокаивающие практики. Конечно, общий эффект любой практики пранаямы является успокаивающим, однако некоторые из них особенно активируют движение праны и симпатическую нервную систему, в то время как другие успокаивают или охлаждают систему. Оживляющие практики быстро создают тепло в физическом и тонком телах; они в большей степени подходят для среднего уровня и продвинутых садхак. Начинающие всегда должны начинать с сушумна нади, чтобы уравновесить'дыхание и иду/пингалу, или симпатическую/ парасимпатическую нервную систему.


Успокаивающие практики пранаямы — это те практики, которые успокаивают тело и ум. Они одновременно и увеличивают поток праны, и порождают осознавание тонких вибраций энергии. Такие формы пранаямы стимулируют активность в парасимпатической и центральной нервных системах. Эти техники должны выполняться при уравновешенности пранических потоков, и поэтому они обычно включают в себя дыхание через обе ноздри.


За счет сжатия промежности, сжатия горла и подтягивания вверх живота прана втекает в брахма нади.
Пранаяма, в действительности, включает в себя практику управления дыханием, выполняемую совместно с бандхами и мудрами. Без бандх пранаяма не является полной. Три бандхи — джаландхара, уддияна и мула — должны выполняться все вместе или в различных сочетаниях.


После завершения вдоха, до того как начать задержку дыхания, следует опустить голову вперед таким образом, чтобы подбородок приблизился к ключицам, а горло оказалось «заблокированным». Если обе кисти покоятся на коленях, руки в локтях должны быть выпрямлены, а плечи — приподняты. Это джаландхара бандха.


Согласно Сватмараме, уддияна, или втягивание живота, должна выполняться после задержки дыхания в началеречаки, или «выдоха». По завершении выдоха должна быть выполнена джапандхара и полностью использована уддияна. Только уддияна бандха практикуется совместно с внешней задержкой дыхания, или бахиранга кумбхакой, когда желудок и легкие являются совершенно пустыми и живот может быть легко втянут внутрь и вверх.


Мула бандха, или сжатие мышц сухожильного центра промежности или шейки матки, может выполняться либо с антаранга кумбхакой, либо с бахиранга кумбхакой. После вдоха джаландхара и мула бандхи выполняются совместно, а после выдоха выполняются все три бандхи — джаландхара, уддияна и мула. Когда выполняются все три бандхи, это носит название, маха бандха. В некоторых практиках пранаямы, однако, все три бандхи не могут выполнять ся совместно. Неуместно, например, выполнять уддияна бандху в мурчха пранаяме.


Хотя бандхи и используются в пранаяме, они обычно рассматриваются как отдельные практики. Бандхи являются весьма сильными практиками, генерирующими и накапливающими прану в определенных участках физического и тонкого тел; их использование важно в тех практиках, которые направлены на пробуждение чакр и сушумна нади.