Ида и пингала
По обе стороны от спинного мозга проходят два нервных тока, или нади. Левый называется идой, правый — пингалой. Иногда их путают с правой и левой симпатическими цепями, однако в действительности они являются тонкими трубками, по которым течет прана. В иде движется [микрокосмическая] Луна, в пингале — Солнце. Ида охлаждает, пингала нагревает. Ида проходит через левую ноздрю, пингала — через правую. Дыхание один час течет через правую ноздрю, один — через левую. Когда дыхание течет через иду и пингалу, человек поглощен мирскими заботами. Когда включается сушумна, он умирает для мира и входит в самадхи. Йог изо всех сил старается направить прану по сушумна-нади, которую также называют брахма-нади. Слева от сушумны расположена ида, справа — пингала. Луна имеет тамасическую природу, Солнце —раджа-сическую. Яд — это Солнце, нектар — Луна. Ида и пингала указывают время. Сушумна поглощает время.
Итак ида и пингала проходя по обеим сторонам нашего тела, пересекаясь в энергетических центрах, опускаются в нижний центр - муладхару чакру и там сливаются с главным каналом – Сушумной. Проекция этой важной нади – центральный нервный ствол нашего позвоночника. Сушумна соединяет нижнию чакру с верхней – лотосным центром – Сахасрарой.
Сказано, что дыхание в правой ноздре горячее, а в левой ноздре - холодное. Энергия, которая течет в правой ноздре, повышает температуру в теле. Это - диссимиляция, центростремительная, ускоряющая энергия для органов тела. Энергия в левой ноздре имеет охлаждающий эффект. Это - ассимиляция, центробежная (выводящая) энергия и тормозящая для органов тела. Она увеличивает питание и силу.
Дыхание чередуется между двумя ноздрями. Нормальное дыхание чередуется приблизительно каждый час и пятьдесят минут. Такое действие имеет место только после того, как ученик достиг успеха в Пранаяме. Для обычного человека чередование варьируется в большой степени и находится под влиянием неправильных привычек, неправильной диеты, болезни и других подобных причин. Все влияет на дыхание, отклоняя его от нормального потока. Когда дыхание в одной ноздре продолжается в течение периода более одного часа 50 минут, это признак расстройства, из-за избытка тепла или холода. Такое изменение дыхания нужно для поддержания равновесия температуры тела. Дыхание носом согревает воздух гораздо больше, чем ртом, из-за большей области, используемой в процессе дыхания.
Наука свара-йоги установила аналогичный процесс чередования и его связь с активацией правого и левого полушарий головного мозга. Мозг чередует характер своей активности с периодом от шестидесяти до девяноста минут, как это видно по деятельности ноздрей. Когда дыхание осуществляется через левую ноздрю, то это означает, что активными являются ида и правое полушарие мозга. Когда работает правая ноздря, то активны пингала и левое полушарие мозга.
Пингала представляет собой динамичный мужской принцип, а ида — пассивный женский принцип. Левое полушарие мозга работает на том же принципе, что и пингала. Оно логически и последовательно обрабатывает информацию и функционирует в соответствии с определенной временной последовательностью. Правое полушарие связано с интуицией, творческими способностями и ориентацией в пространстве. Когда обе ноздри работают одновременно, энергия передается от одного полушария к другому. Она проходит через тонкий мембранный слой между полушариями, называемый «корпус каллосум». В это время может функционировать весь мозг и восприятие не ограничивается одним из способов обработки ощущений.
Согласно свара-йоге во время активности иды вы должны выполнять спокойную работу и работу, требующую творческих способностей. Во время активности пингалы должна выполняться физическая работа, а во время активности сушумны наиболее подходящим и производительным видом деятельности являются йогические абхьяса и дхьяна.
Наше тело - миниатюрная копия Вселенной. Солнце и Луна так же, как они двигаются по северной и южной орбитам в Макромире, путешествуют в Микромире через Иду и Пингалу в течение дня и ночи. Луна, путешествующая в Иде, разбрызгивает свой нектар по всей системе; в то время как Солнце, путешествующее через Пингалу, высушивает всю систему. Встреча Солнца и Луны в Муладхаре (самый нижний жизненный центр) называется Амабасья или день Новой Луны. Близко к этому центру спит Кундалини (психическая энергия) в Адхаркунде. Если кто-то умом, находящимся под контролем, сможет поместить Луну в ее место, а Солнце в его место так, чтобы Луна была неспособна потерять свой нектар, а Солнце неспособно высушить его, в то время как нектар тела высушен огнем Свадхистхана чакры (второй центр тела), Кундалини пробудится сама.
На переменное дыхание воздействует слизистая мембрана в голове, которая становится горячей и припухшей со стороны, где воздух не течет. Мембрана находится в таком состоянии при каждом изменении дыхания от одной ноздри к другой. Последователи Свародайи утверждают, что могут вычислять точное время дня и определять характер событий по ритмичному напряжению носовой слизистой мембраны, которая по регулярности опухания действует как часы в совершенном теле.
С полуночи до полудня Прана течет в нервах и из-за этого нервная энергия наиболее активна в течение этого периода. С полудня до полночи прана течет в кровеносных сосудах, которые имеют, соответственно, большую силу в течение этого периода. В полдень и полночь эта энергия становится равной в обеих системах Нади. На закате Прана идет в кровеносных сосудах с полной силой, а на рассвете, она идет в позвоночнике в соответствии с курсом солнца (солнечный поток Пракья). Ещё одна из причин, почему мы выполняем практику Сурья-намаскар на восходе Солнца.
При совершенном здоровье есть баланс Праны в Нади. Это означает, что положительный и отрицательный потоки текут в правильном порядке и в определенных каналах. Действие Свободной Воли и некоторые другие силы изменяют характер местной Праны, в различной степени воздействуя на отрицательный и положительный поток. Характер этого потока - истинный признак совершенного учета Таттвических изменений в теле. Здоровье - результат этого баланса, а болезни - разрушение этого баланса. Йог делает усилие, чтобы привести эти потоки в порядок.
Дыхание более чем 24 часа одной ноздрей предупреждает человека, что болезнь рядом. Если это длится в течение более длительного периода времени, это означает, что болезнь серьезная. Если одна ноздря работала непрерывно в течение двух или трех дней, человек может ожидать сильную болезнь. Такое состояние вызвано тем фактом, что ганглия (нервный узел) какого-то специфического центра переутомляется, в результате дыхания, остающегося в этом центре в течение времени, больше нормального.
Есть пять важных нервных центров в спинном мозге, начиная с основания позвоночника: Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата и Вишудха. Чакры (центры) - транспортные средства специальных видов сознания. Характеристики энергии и функции каждого центра классифицируются так: Притхиви (Земля), Апа (Вода), Агни (Огонь), Вайю (Воздух), Акаша (Эфир). Хотя здесь дан перевод, он далек от того, чтобы быть понятым на Западе. Все пять центров влияют на дыхание, каждый воздействует на поток в соответствие с привычками и действиями человека. В нормальном состоянии, полностью развитые, эти нервные токи заставляют дыхание течь 960 раз в час. С другой стороны, когда одна ноздря полностью закрыта, человек немедленно знает, что дыхание (нервный ток) находится в Притхиви (земной центр) или Муладхара Чакре.
Каждый из этих токов воздействует на элемент тела в соответствие с наиболее активным в это время центром. Если Прана движется в Апа (центр воды), это воздействует на жидкости тела; то же самое с другими центрами. Упражнения и методы Йоги используются для высвобождения движения Праны в этих центрах, развивая их чтобы проявить скрытую энергию. Каждая Чакра (центр) имеет заданное число важных Нади, которые называются лепестками. Отдельно от их физических функций, они также имеют определенный метафизический аспект, который Йог узнает по мере прогресса в своей практике.
Во сне без сновидений, Прана находится в кровеносных сосудах, в перикардии (околосердечая сумка) и в углублении сердца. Всякий раз, когда Прана возбуждена или находится в движении, воздействуя на Нади, проявляется обычное состояние сознания. Регулируемое движение Жизненного Воздуха (Праны) пробудит сверхсознание, свет, мудрость и ту скрытую энергию, которая наполнит все тело. Пять Пран возникают из активных элементов Акаши (Эфир), в то время как их элементы - Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна составляют то, что обозначено как Жизненный Мешок (Линга Шарира). В Прана Гопала Тапани-Упанишаде сказано: « Воздух, который один становится пятью при вхождении в мир и так проявляется в каждом теле.» Чтобы удержать активный феномен жизни хоть на момент, необходимо иметь контроль над этими энергиями.
Йог проверяет дыхание всегда во время особого действия, чтобы сделать свое усилие более эффективным. Если он практикует постоянно, то в конечном счете это действие становится автоматическим.
Всегда хорошо иметь знание Таттвы, которая течет в конкретный момент; ее присутствие имеет значительное влияние на результат действия в это время. Знание характера этого действия часто позволяет избежать или предотвратить болезнь и помогает поддерживать нормальное состояние здоровья.
Есть несколько простых методов, которые можно использовать в начале, чтобы изменить поток дыхания. Йог иногда включает желаемую ноздрю тряпочкой из хлопка. Другой легкий метод состоит в том, чтобы создать небольшое давление подмышкой со стороны ноздри, которую Вы хотите закрыть. Это можно выполнить, кладя подмышку на стул и надавливая сильно на нее. Если это давление удерживать в течение нескольких минут, дыхание начнет течь в противоположной ноздре. Другой эффективный метод состоит в том, чтобы управлять главным нервом большого пальца в лодыжке ноги со стороны с которой Вы хотите, чтобы дыхание текло. Еще один метод состоит в том, чтобы сидеть на полу и тянуть колено к положению, когда можно разместить его подмышкой, тогда при опоре на нее дыхание начнет течь в противоположной ноздре. Или Вы можете садиться на пол и нажимать плечом в стену, или давить на нерв под икрой ноги. Часто Йоги носят с собой короткий костыль, на который они могут опираться и таким образом в любой момент удерживать дыхание, текущее в определенной ноздре.
Непрерывной практикой можно изменить дыхание очень быстро. В большинстве случаев, десять минут будет достаточно. Йог обучается спать на левом боку так, чтобы еда, находящаяся в желудке могла бы полностью перевариться прежде, чем попадет в кишечник. Это объясняется фактом, что такое положение заставляет течь Пингалу (Солнечное Дыхание), которая помогает пищеварительному огню. Для приобретения психических сил, Йог сильно расчитывает на Солнечное Дыхание.