Йога для начинающих

Йога - не древний миф, преданный забвению, а самое ценное наследие и насущная потребность сегодняшнего дня и завтрашней культуры...

Изучаем йогу вместе...

Капалабхати

Техника (ваткрама капалабхати)

 

Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану), и подготовьтесь как к медитации.
Закройте глаза и расслабьтесь, позвоночник держите прямо.
Поместите кисти рук в джняна мудру или в чин мудру. Практикуйте кайя стхайрьям, то есть неподвижность тела. Глубоко вдохните и сделайте пятьдесят быстрых циклов вдох-выдох через обе ноздри, делая больший упор на выдох. Вдох должен быть коротким.


После последнего выдоха глубоко вдохните через нос и быстро выдохните через рот. Находясь в кумбхаке, выполните джаландхара бандху, мула бандху и уддияна бандху — именно в этом порядке, но почти одновременно.


Сохраняйте кумбхаку и бандхи столько времени, сколько это возможно; для учета длительности можно считать. Перед вдохом расслабьте мула бандху, уддияна бандху, а затем джаландхара бандху — именно в этом порядке. Когда голова поднята, медленно вдохните через нос. Практикуйте три цикла по пятьдесят вдохов-выдохов. Когда вы достигнете совершенства, число циклов можно довести до пяти.


Вы можете добавлять по десять вдохов-выдохов каждую неделю так, чтобы после пяти недель вы практиковали по сто вдохов-выдохов за один цикл.
После завершения практики сконцентрируйтесь на месте, расположенном непосредственно перед закрытыми глазами.


В капалабхати может быть выполнено большее число вдохов-выдохов, чем в бхастрика пранаяме, поскольку в ней нет гипервентиляции. За месяц практики можно дойти до двухсот вдохов-выдохов, если только ваш гуру не посоветует что-либо другое. Капалабхати должна выполняться после асаны или нети, но перед концентрацией или медитацией.


Если во время практики вы испытываете головокружение, то это означает, что вы дышите со слишком большим усилием. Прекратите практику и посидите спокойно. Когда вы снова начнете практиковать, делайте это с большим осознаванием и с меньшим усилием. Вдох должен быть самопроизвольным и неконтролируемым, а выдох не должен быть таким, чтобы вы чувствовали, что вам не хватает воздуха — до самого конца цикла. Это важно. У вас должно быть ощущение, что вы можете продолжать таким же образом и за пределами сотни вдохов-выдохов.


Результаты от выполнения капалабхати и бхастрики аналогичны, но вследствие более длительного и сильного выдоха капалабхати по другому воздействует на мозг. Андре вам Лисбет писал о следующем физиологическом явлении: во время нормального вдоха жидкость, расположенная вокруг мозга, сжимается, и мозг также слегка сжимается. При выдохе сжатие этой спинномозговой жидкости уменьшается, имеет место декомпрессия, и мозг слегка расширяется. Это механическое воздействие процесса дыхания на структуру мозга. Принудительный выдох в капалабхати увеличивает массирующее воздействие на мозг за счет увеличения декомпрессии при каждом выдохе.


В среднем мы делаем пятнадцать вдохов-выдохов в минуту, что означает, что мозг подвергается компрессии/декомпрессии именно с такой частотой, но здесь мы выполняем вдохи-выдохи от пятидесяти до ста раз, стимулируя мозг в три-семь раз более часто, чем при обычном дыхании. Капалабхати изгоняет из клеток и из легких больше двуокиси углерода и других вредных газов, чем это имеет место при нормальном дыхании.


В книге «Гхеранд Самхита» описывается несколько иной метод выполнения ваткрама капалабхати. Вместо того, чтобы быстро дышать через обе ноздри, вы вдыхаете через левую ноздрю, а выдыхаете через правую, или вдыхаете через правую, а выдыхаете через левую; это напоминает нади шодхана пранаяму, за исключением того, что вдохи и выдохи выполняются более быстро.


«Хатхаратнавали» вносит ясность в описание этих двух процессов. Там говорится: «Быстрые чередования дыхания слева направо (справа налево) или выдохи и вдохи через обе ноздри вместе известны как капалабхати». Так что обе эти системы являются правильными. Но ускорять дыхание, выполняя попеременные вдохи и выдохи через различные ноздри, очень трудно.

 

Техника (вьюткрама капалабхати)

 

Вторая практика капалабхати, вьюткрама, подобна джала нети и иногда дается как часть нети.
Вьюткрама означает «система удаления». Для выполнения этой практики вам необходима чаша с теплой соленой водой.


Наклонитесь вперед, зачерпните воду ладонью и втяните ее через ноздри.
Пусть вода стекает в рот, откуда сплевывайте ее. Выполните это несколько раз. Во время втягивания воды важно расслабиться. Не должно быть абсолютно никакого страха. Если во время выполнения практики в носу ощущается боль, то это означает, что в воде или слишком мало, или слишком много соли.

 

Техника (шиткрама капалабхати)

 

Третья практика, шиткрама, в некотором смысле противоположна вьюткраме. Шит означает «холодный» или «пассивный».
В этой практике вы набираете полный рот теплой соленой воды, проталкиваете ее вверх, в нос, а затем позволяете ей вытекать из носа. Не забывайте все время оставаться расслабленными.


И вьюткраму, и шиткраму лучше делать стоя, а не сидя на корточках. После выполнения практики постарайтесь удалить всю воду из носа, как это описано для джала нети, или выполните практику ваткрама капалабхати.


«Гхеранд Самхита» утверждает, что эти практики не только избавляют синусные пазухи от старой слизи, но и делают человека более привлекательным и предотвращают процесс старения. Капалабхати помогает расслабить мышцы лица и нервную систему. Она омолаживает уставшие клетки и нервы, делает лицо более молодым, сияющим и без морщин. Последствия выполнения вьюткрамы и шиткрамы такие же, как при выполнении джала нети. В духовном плане они помогают пробудить аджна чакру.


Существует два различных мнения относительно того, необходимо ли практиковать шаткарму перед пранаямой. Некоторые учителя хатха-йоги говорят, что для того, чтобы пранаяма была эффективной, вы должны сначала прочистить нади. Другие верят, что в этом нет необходимости, поскольку сама пранаяма удаляет блокировки в нади и уравновешивает все элементы в теле. Оба мнения являются правильными, но какому из них следовать?


Шаткарма представляет собой быстрый метод уравновешивания слизей, желчи и газов. Если вы сначала очистите тело с помощью шаткармы, то пранаяма будет выполняться в состоянии чистоты. Если у вас избыток слизей, желчи или газов и вы практикуете только пранаяму, то энергия, которую вы приобретете во время выполнения пранаямы, будет вся потрачена на устранение всех ваших неуравновешенностей.


Однако если тело является здоровым, ваши нади чисты и вся система функционирует гармонично, то пранаяму можно практиковать без какой-либо необходимости в шаткарме. Если имеется лишь незначительный дисбаланс, то одной пранаямы будет достаточно, чтобы устранить любую проблему.


Наличие избыточных слизей является основным препятствием, мешающим проведению практики пранаямы. Когда нос и проходы системы дыхания полностью заблокированы, пранаяма невозможна, так что вы определенно должны прибегнуть к нети, кунджал или даже лагху шанкхапракшалане. При закупорке носа достаточными являются нети и кунджал, но при закупорке дыхательной системы, при астме и бронхитах необходимы будут три кармы. Хотя шаткарма является весьма мощным и эффективным очистителем и гармонизатором, впоследствии все равно необходимо практиковать пранаяму для поддержания созданного равновесия. В противном случае снова накопятся различные нечистоты и тело возвратится к своему прежнему состоянию.